Армази (монастырь) XII век

Home  /  Грузия  /  Мцхета-Мтианети  /  Мцхета  /  Current Page
×Details

Монастырь Армази / Armazi Monastery / არმაზის მონასტერი
Монастырь Армази или Армазский монастырь. Наименование Армази (груз. არმაზი) произошло от имени древнегрузинского языческого божества. Монастырь во имя Пресвятой Богородицы неподалеку от Мцхеты в ущелье Армазисхеви. Его большая зальная монастырская церковь с выступающей апсидой датируется 1-й половиной XII век. Согласно надписи над входом в усыпальницу, упоминающей Мцхетского Католикоса-Патриарха Николая I (Гулаберисдзе), между 50 и 78 годами XII века к храму были пристроены длинный придел с севера, притвор с запада и усыпальница у северо-западного угла. В XVII веке монастырский двор обнесли стеной, а к западу от церкви возвели колокольню, нижняя часть которой была включена в ограду и служила проходом на территорию монастыря. В 90-х годах XVI века в монастыре Армази находился изгнанный царем Луарсабом Католикос-Патриарх Мелхиседек II (Багратиони). В XVIII веке мононастырь пришел в запустение. В 80-х годах XIX века в монастыре поселился монах Мириан, который частично восстановил монастырские постройки.
Сейчас на территории монастыря проведены восстановительные работы. Сооружены новые постройки для постоянного проживания. Хочется добавить, что там на свободном выгуле 4 кавказских овчарки ростом с хорошего теленка — стоит спокойнее подходить к монастырю!

Координаты: N41°49’58,98″ E44°40’49,69″

Подробно: არმაზის ღვთისმშობლის ეკლესია (1150-1178 წწ)


Мощанский А. Пешком по Кавказу, (Летняя экскурсия 1909 г.).

На месте идола Армази в христианскую эпоху Грузии также был построен монастырь, остатки которого и до настоящего времени называются Армазским монастырем. Он поддерживается и реставрируется иеромонахом о. Мирианом, о котором в Мцхете мы узнали так много хорошего, что решили с ним познакомиться и с этой целью отправились к нему в монастырь.

Не менее часа пришлось нам взбираться по извилистой и очень живописной горной тропинке прежде, чем, наконец, мы заметили среди густой зелени леса развалины древней церкви и ютящийся около нее совершенно новенький домик. Мальчик лет 15 — 16 в монашеском подряснике и скуфейке собирал вблизи домика хворосте. На нашу просьбу доложить о нас о. Мириану он быстро куда-то скрылся и, вернувшись, сообщил, что о. Мириан сейчас занят, но скоро выйдете к нам.

Не желая терять времени даром, мы принялись за осмотр развалин.

Главную часть их составляют остатки довольно обширного, с боковым приделом, храма, сложенного из плоских старинных кирпичей. От храма сохранились лишь стены, своды же почти совершенно обрушились. Внутри кое-где едва заметны изображения святых. В алтарной абсиде — обломки круглых каменных столбов, на которых был устроен престол. Рядом с храмом — остатки каменных стен, окружавших монастырь, И развалины монашеских келий, какого-то складочного помещения и водопровода. Тут же огромный, врытый в землю, глиняный кувшин для вина.

Лучше других зданий сохранилась колокольня с восьмигранным пирамидальным куполом и с наружной лестницей, сложенной из больших каменных плит.

Увлекшись осмотром, мы совершенно не заметили, как к нам подошел красивый, стройный мужчина в летнем белом подряснике. На вид ему было лет сорок, не более. В черных, заплетенных в косичку волосах его, и в бороде не было заметно ни одного седого волоса. Это и был о. Мириан, реставратор и настоятель Армазского монастыря. Он очень приветливо поздоровался с нами и охотно снова провел нас по развалинам, давая нужные объяснения. По его словам, эти развалины составляют остатки храма, построенного не позже XI в., и в доказательство указал на белую мраморную плиту, вделанную в стену над входом в придел. Грузинская надпись на этой плите гласите, что придел построила Хатун, бывшая Мариам, мать Сабалта (Всеволода), удостоившаяся поручить душу Богом возвеличенной кафолической церкви (т. е. принять монашество) при посредстве картвельского кафоликоса Николая. Обращаясь к Приснодеве Марии, Хатун говорит в своей надписи: “Я решилась малым прислужить тебе: купила и построила армазский придел, снабженный всем: трапезою, крестьянами, грамотою и служащими для моления за душу мою; и вы, которые последовательно будете занимать картвельское кафоликосство, пожалейте убогую душу мою и утвердите сие, чтобы и вас утвердил Бог. Кто нарушите установленное мною в моление за душу мою желание мое, да будет лишен христианской веры и будет ответчиком за грехи мои. Аминь”.

Археологи относят эту надпись к XII в., когда в Грузии царствовал Георгий, внук упоминаемого в надписи Сабалта или Всеволода, а кафоликосом был также названный в ней Николай.

Указывая на плиту с надписью, о. Мириан, между прочим, сообщил, что несколько лет назад, еще до поселения его в монастыре, какие-то французские туристы пытались похитить ее, но не могли вынуть ее из стены, и ограничились лишь тем, что сделали гипсовый слепок с надписи. Остатки гипса и теперь еще кое-где видны в углублениях букв.

Вообще до о. Мириана монастырь решительно никем не оберегался, и в нем мог копаться кто угодно. И действительно, копались, отыскивая легендарные клады и при этом беспощадно разрушая один из самых замечательных памятников глубокой старины, Ни археологическое общество, ни местные духовные власти не обращали на это никакого внимания и не принимали никаких мер к охране древней святыни и исторического памятника. И не явись сюда 16 лет назад о Мириан, — от развалин, вероятно, ничего не осталось бы. Нужно отдать справедливость этому замечательному человеку: он пока один умеет ценить армазские руины и все 16 лет не только ревностно оберегает их, но и неустанно трудится над их реставрацией: подбирает старинные кирпичи и из них собственноручно возводит стены и своды в том самом виде, в каком они были до разрушения. Впрочем, последний год или два о. Мириан работал не один: ему помогает служка-мальчик, которого мы встретили при входе в монастырь, и живущие с ним два иеромонаха. Бывают и богомольцы, которые личным трудом участвуют в реставрации храма (для них-то и выстроен новенький домик). С особенным удовольствием о. Мириан вспоминал об одном студенте, жившем у него несколько дней летом 1908 года.

— Очень милый молодой человек, — говорил нам о нем о. Мириан: — весь день был занят: или читал евангелие, или помогал мне класть стены.

По окончании осмотра монастыря о. Мириан пригласил нас к себе в келью. Времени у нас было мало, но приглашение было сделано с такой любезной настойчивостью, что мы не решились обидеть о. Мириана отказом. Оказалось, что он живет во втором этаже колокольни, окна которой, за исключением одного, он заложил кирпичом. По каменной полуразвалившейся лестнице мы не без труда поднялись в келью о. Мириана, очень чистенькую, светлую и увешанную иконами и картинками духовного содержания. Суетясь и сожалея, что не может угостить нас как следует, он вынул из шкапика кусок черствого пшеничного хлеба и [1040] тарелку меда с собственной пасеки, все, что у него было, — и с неподдельным радушием просил нас принять это скромное угощение. Мед был очень хорош, и мы охотно поели бы его с хлебом, но не решились злоупотребить радушием хозяина, зная, что он не имеет средств на покупку пшеничного хлеба, и тот кусок, который у него нашелся, несомненно, оставлен ему каким-нибудь богомольцем или туристом.

Прощаясь с о. Мирианом, я вынул рубль и положил на стол, прося принять эти деньги на реставрацию монастыря.

— О, нет, ни за что! — стал было возражать о. Мириан: — Вы дорожные люди, идти вам еще далеко, и потому деньги вам нужнее, чем мне.

Он схватил со стола рубль и пытался снова положить его мне в карман. С трудом удалось убедить о. Мириана принять эту ничтожную лепту на дорогое для него дело.

Горячо пожимая нам руки и низко кланяясь, он проводил нас за монастырскую ограду, все время не переставая высказывать нам искренние пожелания счастливого пути и всего наилучшего.

Не много на свете таких преданных своему делу людей, как о. Мириан. Я часто вспоминаю о нем и с особенной любовью и удовольствием посвящаю ему эти строки.

+Gallery
  • Монастырь Армази / Armazi Monastery / არმაზის მონასტერი
  • Монастырь Армази / Armazi Monastery / არმაზის მონასტერი
  • Монастырь Армази / Armazi Monastery / არმაზის მონასტერი
  • Монастырь Армази / Armazi Monastery / არმაზის მონასტერი
  • Монастырь Армази / Armazi Monastery / არმაზის მონასტერი
  • Монастырь Армази / Armazi Monastery / არმაზის მონასტერი
  • Монастырь Армази / Armazi Monastery / არმაზის მონასტერი
  • Монастырь Армази / Armazi Monastery / არმაზის მონასტერი
  • Монастырь Армази / Armazi Monastery / არმაზის მონასტერი
  • Монастырь Армази / Armazi Monastery / არმაზის მონასტერი
+Related
+Meta

Posted: 10.02.2014

Author:

Category: Мцхета

Tags:

+Comments

Leave a Reply