Петропавловский кафедральный костел, XVI — XVIII века.

×Details

2015-04-25.16-14-04
Ансамбль включает Петропавловский кафедральный костел, колокольню, триумфальные ворота и турецкий минарет. В ансамбле удачно соединились черты архитектурных стилей (ренессанс, барокко, неоготика) Имеет большое историко-культурное значение.

Петропавловский кафедральный костел (Кафедральный костел Св. Петра и Павла), начало XVI—XVIII вв. В XVI в. перед западным фасадом появляется квадратная в плане часовня (впоследствии послужила основанием для турецкого минарета). В 1547—1563 гг. пристроена часовня к южному фасаду. После пожара 1616 г. был отремонтирован к 1621 г. В первой четверти XVII в. к северному фасаду пристраивают квадратную в плане часовню в ренессансном стиле, в 1627—1640 гг.— часовню с южной стороны костела, в 1646—1648 гг. с восточной стороны — удлиненный пресвитерий в готическом стиле с ризницей с северной стороны. После 1672 г. (в период турецкого владычества) с западной стороны костела возводится минарет. В 1699 г. костел ремонтируют, в середине XVIII в., возможно по проекту Я. де Витте, отделывают снаружи и внутри в барочном стиле. В 1760—1795 гг. к южному фасаду пресвитерия пристраивают прямоугольную а плане ризницу, к северному — двухэтажное здание. В 1842—1855 гг. к часовне у южного фасада с юга пристраивают каменную паперть в псевдоготическом стиле. В 1853—1860 гг. итальянский худож. Д. Сампини расписывает темперой стены южной часовни. В росписях стен и сводов костела в 1853—1854 гг. принимал участие львовский худож. М. Яблонский. В это время в костеле настилают полы из теребовльского песчаника, в пресвитерии — из каррарского мрамора, в окнах пресвитерия устанавливают витражи богемского стекла. В 1862 г. сгоревшую гонтовую кровлю заменяют железной. Костел трехиефный, базиликальиый. Стены из тесаного камня-ракушечника на известковом растворе, оштукатурены. Древняя часть главного нефа квадратная в плане, по форме и размерам плана напоминает древнюю часть каменец-подольского костела доминиканского мужского монастыря. В отличие от него, столбы разделяющие нефы в кафедральном костеле имеют вид пилонов, образующих суженные к западу стороны главного нефа. По этому признаку сближается с планом Успенской церкви в Зимно (1465—1475 гг.). В связи с этим предполагается, что в основе кафедрального костела остатки древнерусского сооружения. Крыша двускатная с заломом, крытая железом по деревянным стропилам, с люкарнами и сигнатуркой. Перекрытия сводчатые. С 1930 г. в костеле размещался Каменец-Подольский исторический музей-заповедник. С 1978 г. использовался как зал органной музыки.

Колокольня. 1646—1648 гг. Расположена с северо-восточной стороны на расстоянии нескольких метров от Петропавловского кафедрального костела. Первоначально каменная, трехъярусная, перекрытая высокой четырехскатной шатровой крышей с люкарнами, с четырьмя пирамидальными башенками на углах, с высокими световыми проемами в верхнем ярусе. В середине XVIII в. фасады колокольни декорируют в варочном стиле, особенно третий ярус: появляются угловые лопатки, пилястры с капителями композитного ордера, переделываются световые проемы (теперь их по два — прямоугольный с «ушастым» наличником и круглый проем над ним), фланкирующие иж пилястры и полукруглый сандрик напоминают арку. Карнизы сложены из белокаменных профилированных блоков. Работами по переделке колокольни, возможно, руководил Я. де Витте. В конце XIX в. (после 1862 г.) гонтовая кровля на крыше колокольни заменена железной. Каменная, четырехъярусная, квадратная в плане, оштукатуренная. Первый ярус перекрыт полуциркульными сводами, остальные перекрытия плоские по балкам. Крыша четырехскатная по деревянным стропилам, кровля железная.

Триумфальные ворота. 1781 г. Ведут на территорию ансамбля кафедрального Петропавловского костела. В плане ворота — почти квадратное сооружение, проезд которого перекрыт полуциркульным сводом с белокаменной облицовкой. В стене проезда симметрично с двух сторон устроены ниши. Фасады декорированы пилястрами стилизованного ионического ордера, завершены раскрепованным антаблементом. Большую роль в художественной выразительности памятника играет скульптура, решенная в характерных для позднего барокко формах. В 1947—1948 гг. проводились первоочередные ремонтно-реставрационные работы. С 1982 г. велись реставрационные работы. Памятник отличается высоким уровнем исполнения архитектурного и скульптурного декора и является ярким произведением в стиле барокко.

Турецкий минарет, последняя четверть XVII в. Построен турками над часовней XVI в. после завоевания в 1672 г. города и приспособления кафедрального Петропавловского костела под мечеть, перед его западным фасадом. Стены квадратной в плане часовни сложены из дикого камня и оштукатурены снаружи. При использовании часовни под основание минарета ее внутреннее пространство было забучено, а сверху уложены каменные плиты. На северном и западном фасадах часовни сохранился каменный фриз из триглифов и метопов (в виде чередующихся розеток и рустов) со следами окраски XVII в. в красный цвет и каменный карниз. Часовня имела круглые оконные проемы с откосами и перемычками из желобчатого кирпича. Стены круглого в плане минарета со щелевидными световыми проемами и венчающего его балкона сложены из хорошо обработанных блоков камня-ракушечника. На высоте 25 м минарет крепится металлическим стержнем к западной стене костела. Внутри минарета устроена ведущая на балкон каменная винтовая лестница (136 ступеней). Столб минарета с кирпичным покрытием типа сомкнутого свода завершен каменной чашей с резьбой, на которой на постаменте шарнирным креплением установлена скульптура высотой около 3 м. Полая скульптура из колокольной меди установлена на минарете в 1756 г. в память изгнания турок. Основательно укреплена в 1784 г. В 1820 г. вследствие удара молнии в пьедестал статуя значительно отклонилась к востоку, а возникший пожар повредил внутри минарет. Работы по укреплению статуи и ремонту лестницы минарета велись под руководством архит. С. Учты и закончились к 1823 г. В 1960-е годы на памятнике проведены ремонтно-восстановительные работы. Минарет — единственный сохранившийся в городе памятник турецкого зодчества, типичный образец мусульманской архитектуры. Часовня в основании минарета имеет элементы ренессансного декора. Металлическая скульптура выполнена в стиле барокко.
По материалам «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР»

Координаты: N48°40’36,69″ E26°34’18,34″

+Gallery
+Related
+Meta
+Comments

Leave a Reply